Инновационная площадка
Приказ о присвоении статуса инновационных площадок ГАУДПО ЛО "ИРО" от 17.05.2017г. №84-од
Программа инновационной деятельности площадки ГАУДПО ЛО «ИРО»
Тема: «Формирование основных химических понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в пропедевтическом курсе химии»
Срок реализации программы: январь 2017 года - январь 2019 года
Ответственный исполнитель: Шарапова Н.И.- директор МБОУ СОШ № 3, г. Усмань
Научный руководитель: Аксёнова И.В.- зав.кафедрой естественнонаучного и математического образования ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования», к.п.н., доцент.
Объект инновационной деятельности: учебно-воспитательный процесс в раннем изучении химии.
Предмет инновационной деятельности: метапредметные и предметные результаты учащихся в освоении пропедевтического курса химии активными средствами обучения.
Цель инновационной деятельности: формирование первичных химических понятий и экспериментальных умений на пропедевтическом этапе обучения химии через систему аудиторных и внеаудиторных занятий на основе нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс», (Просвещение).
Задачи инновационной деятельности:
- Определить дидактические и методические условия для формирования метапредметных и предметных результатов учащихся в изучении пропедевтического курса химии.
- Разработать критериальную базу сформированности метапредметных и предметных результатов.
- Сформировать у учащихся первоначальные знания о составе, строении, свойствах веществ и закономерностях их превращений, умений применять полученные знания в образовательном процессе и повседневной жизни; достичь общекультурное развитие личности средствами учебного предмета.
- Обновить содержание форм, средств, методов, технологий обучения в реализации пропедевтического курса химии на основе нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс» (Просвещение).
- Создать технологические карты уроков, методические разработки внеклассных мероприятий, индивидуальных занятий, программы дополнительного образования, формирующих первоначальные основы школьного химического образования.
- Определить пути создания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с целью удовлетворения познавательных потребностей всех групп учащихся.
Методы экспериментального исследования:
- Метод теоретического анализа (теоретический, сравнительно-сопоставительный).
- Экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный).
- Праксиметрический (анализ продуктов деятельности школьников).
- Опрос.
- Беседа.
- Наблюдение.
- Моделирование.
- Методы статистической обработки эмпирических данных.
- Методы математической обработки.
Сроки экспериментального исследования:
начало – январь 2017 года,
окончание – январь 2019 года
Этапы реализации проекта и их содержание:
1 этап - январь 2017 – август 2017 учебный год
- Разработка содержания направления проекта инновационной деятельности по теме «Формирование основных химических понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в пропедевтическом курсе химии».
- Определение перечня условий для инновационной деятельности.
- Разработка требований к условиям реализации инновационной деятельности.
- Подбор диагностических методик.
- Подготовка диагностических средств и методических рекомендаций.
2 этап — сентябрь 2017 — август 2018 учебный год
- Апробация и корректировка проекта инновационной деятельности по теме «Формирование основных химических понятий и экспериментальных умений через систему аудиторных и внеаудиторных занятий в пропедевтическом курсе химии».
- Разработка модульных программ урочной и внеурочной деятельности.
- Мониторинг результатов реализации инновационной деятельности.
- Текущий и этапный контроль инновационной деятельности.
3 этап — сентябрь 2018 —январь 2019 учебный год
- Количественный и качественный анализ итогов инновационной деятельности.
- Отражение результатов инновационной работы в публикациях, отчетах, выступлениях.
- Итоговая диагностика в соответствии с целями инновационной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Реализация учебных планов формирования метапредметных и предметных результатов учащихся с учетом современного научно-методического обеспечения, обновления содержания, форм, методов, технологий обучения на уроках и во внеурочной работе.
- Повышение качества химических знаний и интереса к химии.
- Повышение степени вовлеченности учащихся в проектно – исследовательскую деятельность.
- Повышение профессионального мастерства педагога по обновлению содержания, форм, средств, методов, технологий обучения в реализации пропедевтического курса химии через открытые уроки, мастер- классы, семинары и др.
- Сформированность метапредметных универсальных учебных действий.
- Увеличение количества победителей и призеров интеллектуальных турниров и научно – практических конференций различных уровней.
Прогноз. Предусматривается оптимальное построение единого образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования в виде активных форм обучения для каждого школьника на максимальном уровне возможностей в соответствии с требованиями ФГОС. В качестве возможных негативных последствий может быть недостаточный уровень усвоения знаний и учебных приемов у некоторых учащихся в силу их индивидуального развития. С этой целью необходимо продумать компенсацию в виде дополнительных занятий, домашних заданий для этих учащихся.
Формы представления результатов инновационной деятельности:
Методические рекомендации, разработки учебных программ основного и дополнительного образования, конспектов уроков, отчеты по годам, координационный план экспериментально-исследовательской работы.
Функции членов инновационной деятельности:
Шарапова Н.И. - директор – создание благоприятных материальных, управленческих и психологических условий для проведения эксперимента; анализ его хода; определение оперативных мер, кадрового состава и форм стимулирования.
Мельникова М.А. - заместитель директора – обеспечение психолого–педагогических условий для проведения эксперимента; организация хода эксперимента и осуществление контроля за ним; анализ и обобщение опыта по результатам эксперимента; участие в разработке методических рекомендаций и диагностических средств.
Брыкина Е.В. - учитель–экспериментатор – осуществление учебно-воспитательного процесса в экспериментальных классах, анализ его особенностей; ведение эксперимента; составление конспектов уроков, выбор оптимальных методов, приемов и средств для успешного обучения; анализ и обобщение результатов; подготовка диагностических средств и методических рекомендаций.
Выставка инновационных практик инновационных площадок ГАУДПО ЛО "ИРО"