Школьный
оздоровительный лагерь
Полное наименование лагеря: Оздоровительный лагерь дневного пребывания "Тополёк" МБОУ СОШ №3 г. Усмани.
Учредитель: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Усмани
Адрес: 399370 Липецкая область, г.Усмань, ул. Шмидта, 15.
Тел: (47472) 2-17-52.
Email: uschool3@gmail.ru
Режим работы: 5 смен в год
лето: 01.06 - 22.06 и 26.06 - 16.07
осень: 04.11 - 08.11
зима: 04.01 - 10.01
весна: 01.04 - 05.04
Количество мест в смену: 180.
Возрастная категория: 7 - 15 лет.
Условия для пребывания детей и проведения досуга:
Для организации досуга детей имеется следующая материальная база:
· классные помещения для каждого отряда;
· столовая на 180 посадочных мест;
· актовый зал;
· библиотека;
· спортивный зал;
· футбольное поле с искусственным покрытием;
· спортивные площадки: баскетбольная, волейбольная.
За календарный год в лагере отдыхают до 600 учащихся.
В областном Смотре оздоровительных учреждений Липецкой области в 2012 году лагерь занял 3 место.
«Праздник – это ожидание чуда,
а чудеса надо делать
своими руками».
(А. Грин).
Программа
оздоровительного
лагеря «ТОПОЛЁК»
с дневным пребыванием
детей
Руководитель программы: Артёмова Екатерина Геннадьевна Авторы: Кондратьева Наталия Владимировна, Баранова Елена Ивановна, Зверева Тамара Ивановна
Пояснительная записка
Организация
школьных оздоровительных лагерей - одна
из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь
выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Разработка
данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и
занятости детей была вызвана: – повышением
спроса родителей и детей на организованный отдых школьников ; – необходимостью
упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования; – обеспечением
преемственности в работе лагеря предыдущих лет; – модернизацией
старых форм работы и введением новых; – необходимостью
использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в
реализации цели и задач программы. Данная
программа по своей направленности является комплексной, т. е.
включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления
оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях школьного оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием детей. Реализация
программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами
физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования,
организации качественного питания и медицинской помощи. Итак,
девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: «Праздник – это ожидание чуда, а «чудеса надо делать своими руками».
(А. Грин). Во-первых,
праздники разнообразят череду будней в лагере. А сколько праздников приходится
на летнее время: религиозные, официальные, профессиональные, спортивные и т.д.
Ну, а если календарем не отмечен день, то можно просто создать детям праздник.
Разнообразие принцип детской жизни. Во-вторых,
праздники - это широкое поле для всестороннего развития личности. В-третьих,
праздник должен способствовать развитию эмоций у детей. В-четвертых,
праздник предполагает участие всех! Праздник – это сотни творческих ролей,
заданий без исключения всем ребятам. Многие добрые
традиции наших предков преданы забвению – неплохо возродить их. А почему бы это
не сделать в лагере. Это так
интересно устраивать праздник из буден, был бы только повод! Но уж праздничный
день сделать веселым, по-настоящему радостным – наша задача! Пусть праздник
видится ребятам солнечным, ярким, радостным, переполненным самыми невероятными
чудесами. Сделать отдых
детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного
здоровья и предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря
«Тополек» «Праздник каждый день».
Концепция программы
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как
несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях
общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и
т. д.). Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим
самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен
активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в
любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания
здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. Развитию творческого потенциала детей педагогический
коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования
единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического
воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать
все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой
деятельностью. Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья
влияет такой фактор, как социальная среда. Понятие
«здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей,
родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу
воздействия на организм и эффективность таких факторов, как
двигательная активность, закаливание и др. По
результатам анкетирования все воспитанники образовательного учреждения считают,
что здоровье важно для будущего поколения. Учитывая все
вышесказанное, педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие цель
и задачи: Цель: создание
оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых, их оздоровление и
творческое развитие. Задачи: •
Организовать
систему оздоровительных мероприятий, связанных с профилактикой распространенных
заболеваний у детей; •
Способствовать
формированию навыков здорового образа жизни; •
Раскрыть
творческий потенциал; •
Развить
различные формы общения в разновозрастных группах; •
Способствовать
патриотическому и экологическому воспитанию.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: 1.
Конвенция ООН о правах ребенка; 2.
Конституция РФ; 3.
Закон РФ «Об образовании»; 4.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24.07.98 г. №124-ФЗ; 5.
Приказ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным
пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от
13.07.2001 г. № 2688. 6. Постановление
Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года №148 г. Москва «Об
обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах.
7. Письмо
Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты
детей Министерства образования и науки России от 01.05.05 г. №АС-502/06.
8. Программа
«Дети России».
9.
Локальные акты: «Положение о лагере дневного пребывания». «Правила внутреннего
распорядка лагеря дневного пребывания». 10.
Инструкции по охране труда и пожарной безопасности для оздоровительных лагерей
с дневным пребыванием детей. 11.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных
случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере. 12.
Приказы Управления образованием. 13.
Должностные инструкции работников. 14.
Акт приемки лагеря. 15.
Планы работы.
Основные направления реализации программы: № Мероприятия Сроки исполнения Ответственные Подготовительный этап 1. Изучение потребностей детей и родителей в организации свободного времени в период летних каникул. Апрель Кл. руководители 2. Административное совещание «Организация летней кампании». Апрель Артёмова Е.Г. 3. Разработка программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Тополек» май Артёмова Е.Г. 4. Совещание с начальниками лагерей и вожатыми по организации работы лагерей дневного пребывания «Нормативно-правовые основы организации детской оздоровительной площадки. Требования к создаваемым условиям». Май Зотова Т.А. 5. Издание приказов по организации оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Тополек» Май Шарапова Н.И. 6. Подготовка инструкций по ППБ, ПДД, правилам поведения воспитанников при проведении экскурсий, прогулок, ТБ, ОТ. Май Шарапова Н.И. 9. Подготовка материально-технической базы школы к летнему лагерю. Май Шарапова Н.И. 10. Организация занятости учащихся «группы риска» Май Артёмова Е.Г. 11. Комплектование оздоровительного лагеря дневного пребывания Май Артёмова Е.Г. Основной этап 1. Функционирование летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Июнь -июль Зверева Т.И. Межведомственное сотрудничество 1. Организация игровых программ, викторин для участников оздоровительного лагеря дневного пребывания Июнь - июль Директор 2. Показ кинофильмов и мультфильмов Июнь, июль Директор кинозала 3. Проведение обзоров периодической печати, литературных новинок, познавательных бесед, игровых программ для оздоровительного лагеря дневного пребывания. Июнь - июль Зав. детской библиотекой 5. Проведение профилактических бесед «Подросток и закон» с участниками оздоровительного лагеря дневного пребывания, индивидуальные беседы с учащимися Июнь - июль Инспекторы ОДН 6. Проведение экскурсий, организация экспозиций Июнь - июль Зав. Заключительный этап 1. Анкетирование учащихся по итогам организации городского оздоровительного лагеря с целью выявления эффективности летнего отдыха. В течение летнего периода Вожатые оздоровительного лагеря, ответственные педагоги 2. Анализ условий функционирования оздоровительного лагеря дневного пребывания. Июнь, июль Артёмова Е.Г. 3. Сбор цифровой информации об итогах лета 2012года сентябрь Классные руководители 4. Анализ реализации программы «Праздник каждый день» сентябрь Артёмова Е.Г.
Условия реализации
программы № п/п Условия Их составляющие Ответственный 1. Кадровые 1.Подбор и расстановка кадров Артёмова Е.Г. 2. Материально-технические 1.Выделение и подготовка кабинетных помещений Шарапова Н.И 3. Социо-культурные 1.Включение социо-культурных учреждений города в реализацию программы «Праздник каждый день». МУК «Усманская межпоселенческая библиотека» 4. Безопасности жизнедеятельности 1.Подготовка инструкций по ППБ, ПДД, ТБ, ОТ Ташлакова З.Н. 5. Санитарно-гигиенические 1.Обеспечение соблюдения санэпидрежима в помещениях, где располагается оздоровительный лагерь дневного пребывания Захарова Т.П. Клавдиева О.С. Несмеянова Н.Е. 6. Финансово-экономические 1.Финансирование форм оздоровительных лагерей дневного пребывания, региональным отделением фонда социального страхования. 7. Нормативные, информационно-методические 1.Наличие необходимой нормативно-правовой базы для организации летней занятости детей и подростков:
Взаимодействие оздоровительного лагеря
«Тополек» с другими учреждениями.
п/п
1 - 9-х классов
Зверева Т.И.
Прибыткова Е.В.
Барбашина А.С.
Кондратьева Н.В.
Артёмова Е.Г.
Зверева Т.И.
кл. рук. 1-9 кл.
Зверева Т.И.
Кондратьева Н.В.
МБОУ ДОД ЦДТ
МБОУ ДОД СЮН
ОМВД
для участников лагеря
краеведческим
музеем
Зверева Т.И.
2-11-х классов
2.Определение режима деятельности педагогических работников, обслуживающего персонала
3.Обучение кадров
Зверева Т.И.
2.Подготовка спортивных залов, спортивного оборудования.
3.Соответствие школьных столовых, пищеблоков требованиям СанПиН
4.Наличие минимального набора оборудования, игр, канцтоваров для организации различных видов деятельности
Артёмова Е.Г.
Учителя физкультуры
2.Составление плана сотрудничества оздоровительного лагеря дневного пребывания с учреждениями города
МБОУ ДОД ЦДТ
МБОУ ДОД СЮН МУК«Досуговый центр»
МБОУ ДОД ДООЦ (плавательный бассейн)
2.Инструктажи по технике безопасности с педагогическими работниками, обслуживающим персоналом.
3.Инструктажи с учащимися
Бобров Д.В.
Зверева Т.И.
Попов В.В.
воспитатели
2.Организация полноценного витаминизированного питания
3.Ежедневный контроль за
состоянием здоровья детей.
4.Проведение оздоровительных мероприятий; пропаганда здорового образа жизни
5.Прохождение медицинского осмотра работниками школы
6.Проведение санитарного минимума с работниками школы
2.Выделение средств районного бюджета для организации летней занятости школьников в оздоровительных лагерях дневного пребывания,
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Постановление министерств и ведомств об организации летнего отдыха.
4. Приказ комитета и школы о работе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
5. Положение о лагере дневного пребывания.
6. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Основные принципы деятельности:
Деятельность,
в основе которой лежат воспитание и оздоровление детей, базируются на следующих
принципах:
•
возрастной
принцип - подбор видов, содержания и форм деятельности в
соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста;
•
принцип
гуманизма - всестороннее взаимодействие воспитателя
и воспитанника на объективном единстве целей;
•
принцип
субъективности – неуклонное содействие педагога развитию
у ребёнка способности быть субъектом собственного поведения и деятельности;
•
принцип
непрерывности учебно-воспитательного процесса.
Механизм реализации программы.
Механизм
реализации программы предполагает обеспечение условий:
•
материально-техническое обеспечение
предусматривает финансирование из средств местного бюджета, соцстраха;
•
научно-методическое обеспечение
предусматривает подбор творческих педагогических кадров, владеющих
инновационными педагогическими технологиями;
•
использование развивающих программ,
подбор средств, методов и форм работы с детьми;
•
организационные условия предусматривают
сотрудничество с другими учреждениями.
Для осуществления поставленных задач
имеется вся необходимая материальная
база:
- классные помещения для каждого отряда;
- столовая;
- актовый зал,
- библиотека;
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
- футбольное поле.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
•
укрепление здоровья детей;
•
развитие у школьников интереса к
занятиям физкультурой и спортом;
•
расширение социального опыта;
•
формирование коммуникативных умений,
основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
•
вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного
труда;
•
формирование осознанного отношения к
себе, как к части окружающего мира;
•
сведение до минимума возможности
совершения детьми правонарушений в летний период.
Содержание программы Программа
«Праздник каждый день» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Тополек»
реализуется через следующие направления: «Под
небом голубым страны моей родной» - экологическое воспитание. Задачи: •
формировать чувство
ответственности за состояние окружающей среды и сопричастности к делу охраны
природы;
•
вовлекать учащихся в
природопознавательные и природоохранные мероприятия; •
дать ребятам
дополнительные сведения о природных особенностях родного края. Мероприятия, проводимые в лагере: •
посещение городского парка; •
экологические
десанты «Чистый мир»; •
игры, беседы, конкурсы, викторины экологической направленности: трудовой
десант: «Чистота спасёт мир», выпуск газет «Берегите природу», «В гостях у
старика – лесовика», «Праздник цветов», организация
художественного салона «Красота родного края»; «Мой
друг, Отчизне посвятим души прекрасные
порывы» - патриотическое воспитание. Задачи: •
расширять кругозор
детей по истории родного края; •
повышение
познавательных интересов к культуре, достижениям своих земляков; •
формировать активную гражданскую
позицию, формировать любовь к родному языку, народу. Мероприятия,
проводимые в лагере: •
организация
экскурсий по памятным местам г. Усмани; •
организация
встреч с интересными людьми; •
посещение
краеведческого музея; •
краеведческие
викторины, праздники (праздник «Россия, милая Россия!», беседа «С чего
начинается Родина?», конкурс знатоков – «История родного края» «День
гражданства», конкурс стихов о Родине, познавательная игра «Я люблю тебя,
Россия!», «День независимости», беседа «Символика России», конкурс «Ты только
капелька России». (Стихи, песни, рисунки, фото). •
заочная
экскурсия в музей «История Липецкого края»); •
конкурсы
рисунков, стихов, песен, фото на краеведческие, военно-патриотические темы •
работа
по сотрудничеству со школьным клубом «Родник». «В здоровом теле –
здоровый дух» - спортивно-оздоровительное воспитание. Задачи: •
укрепление
здоровья детей; просветительская работа в области здорового образа
жизни;формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни; •
создание
оптимального двигательного режима. Мероприятия,
проводимые в лагере: •
ежедневная утренняя зарядка; •
соблюдение правил личной гигиены; •
сбалансированное питание; •
занятия на свежем воздухе (прогулки,
трудовые десанты, подвижные игры и т д.) •
туристические походы, экскурсии, спортивные
праздники и соревнования, игры; •
просветительская работа (беседы,
встречи); •
создание «Здорового устава» лагеря; •
мероприятия по проверке знаний и
применению правил безопасной жизни .
Деятельность по реализации программы летнего оздоровительного
лагеря «Тополек» с
дневным пребыванием детей. Особенности
организации деятельности. 1. Интерес.
Как
бы замечательно ни была организована жизнь лагеря с точки зрения взрослых, она
может не дать желаемого результата лишь по одной причине: если не будут учтены
желания и любимые развлечения детей. 2.
Взаимоотношения. Непростые
задачи, стоящие перед лагерем, можно успешно решить только в том случае, если
организаторам удается создать в нем благоприятный микро- и макроклимат, в
основе которого лежат доброжелательные отношения ребенка со взрослыми и
сверстниками. Ребенок-центр
внимания и главный объект лагеря – должен
быть уверен, что его защитят в случае обиды, оградят от произвола, от
непредвиденных обстоятельств. Живя в коллективе, ребенок должен иметь право и принадлежать себе
самому, и вместе с тем ощущать радость от своей причастности к коллективу. Каждому
отряду предоставить право выбрать свою символику, ритуалы, форму управления и
распределения обязанностей с учетом пожелания и интересов детей. Данная
программа определяет перечень основных направлений в воспитательном и
образовательном процессе и форм организации отдыха детей. Особенности настоящей
программы выражаются в следующем: -
практической направленности; -
кратковременной деятельности; -
возможность увидеть результаты
Права и законы в лагере. Права. 1.
Право
безопасности жизни. 2.
Право
уважения личности. 3.
Право
творческого созидания. 4.
Право
познания. 5.
Право
свободы выбора деятельности. 6.
Право
свободного общения. 7.
Право
на информацию. 8.
Право
на инициативу. 9.
Право
быть счастливым. 10. Право
на ошибку. Законы. 1.
Закон
территории. 2.
Закон
точного времени. 3.
Закон
доброго отношения. 4.
Закон
охраны природы. 5.
Закон
здорового образа жизни. 6.
Закон
самоуправления. 8-30 –
9-00 – прием детей 9-00 – 9-15 –
зарядка 9-15 –
9-30 – линейка
9-30 –
10-00 – завтрак 10-00 –
10-45 – музыкальный час 10-45 –
11-00 – кружковая работа 11-00 – 12-00 – общелагерное мероприятие 12-00 –
13-00 – отрядные дела
13-00 –
13-30 – свободное время 13-30 –
14-00 – обед 14-00 – 14-30 –
спортивный час 14-30 –
уход детей домой